Устройство поршневого компрессора и советы по его эксплуатации
Вы купили свой первый компрессор? Поздравляем. А инструкцию по эксплуатации читали? Нет? Не страшно. Мы поделимся с вами своим опытом по обслуживанию поршневых компрессоров и дадим несколько практических советов.
Главная функция воздушного компрессора любого типа – нагнетать воздух под давлением. Поршневые компрессоры применяются в самых разных областях человеческой деятельности – для питания пневмоинструмента, для проведения окрасочных работ любой сложности, для аэрации. Бытовой сегмент насчитывает несколько тысяч различных моделей. Некоторые фирмы-производители компрессорной техники особенно хорошо зарекомендовали себя на рынке. В их числе итальянские компании Abas, Fini, Fiac, немецкая компания Fubag, китайские Sturm, Werk, Forte, французская Prodif, белорусские Remeza и Aircast, украинская фирма Miol, российские ACO и K, а также Калибр.
Принцип работы поршневого компрессора аналогичен работе двигателя внутреннего сгорания, с единственным отличием: вместо бензина перекачивается воздух. Внимательно посмотрите на иллюстрацию, а мы расскажем вам, чем именно занимается каждый компонент поршневого компрессора.
Электрический двигатель приводит вал компрессора во вращение. Энергия вращения преобразуется в возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре. При движении поршня вниз открывается впускающий клапан и через специальный фильтр в цилиндр поступает воздух из атмосферы. Поршень начинает двигаться вверх – впускающий клапан закрывается, и воздух по трубке попадает в ресивер, минуя коллектор и выпускающий клапан. Выход воздуха из ресивера обратно в цилиндр компрессора невозможен благодаря запирающему обратному клапану.
Реле давления регулирует работу компрессора. При достижении максимального давления в ресивере, которое зависит от параметров конкретной модели, контакты размыкаются и двигатель останавливается. При падении давления в ресивере двигатель автоматически запускается. Таким образом, постоянное давление поддерживается без участия пользователя. Так что, если вас волнует периодическое включение-отключение двигателя компрессора, не переживайте – все работает как надо.
После окончания работы с компрессором необходимо стравить сжатый воздух из ресивера через специальный клапан, который часто бывает вмонтирован в реле давления.
Защитный кожух служит для предохранения важных деталей компрессора от случайных повреждений и загрязнения.
Чтобы проверить уровень масла, воспользуйтесь смотровым окошком или специальным щупом (по аналогии с автомобильным двигателем), встроенным в пробку маслозаливной горловины.
Чтобы удалить конденсат из ресивера компрессора, периодически полностью открывайте сливной клапан.
Многие модели поршневых компрессоров оснащены предохранительным клапаном и кнопкой аварийной защиты. Кнопка служит для отключения питания электродвигателя в случае перегрузки, а предохранительный клапан – для аварийного выпуска воздуха из ресивера при несрабатывании реле давления.
При первом включении компрессора откройте запорный кран и пробку слива конденсата на ресивере. Дайте компрессору поработать в таком режиме несколько минут, для удаления из ресивера случайных частиц, которые могли попасть в него при монтаже и/или изготовлении. Затем закройте запорный кран и пробку слива и проконтролируйте работу реле давления.
Как регулируется выходное давление поршневого компрессора? Поверните кран редуктора против часовой стрелки для уменьшения давления, и, соответственно, по часовой стрелке – для его увеличения. Если на компрессоре установлен редуктор с фиксатором, поднимите вентиль для его разблокирования. После регулировки желательно снова заблокировать вентиль для того, чтобы вибрация не сбивала настройку.
При желании можно отрегулировать реле давления. Для этого снимите защитный кожух и поверните регулировочный винт по стрелке со знаком «плюс» или «минус». Число оборотов контролируется опытным путем, при этом необходимое давление проверяется по манометру.
Не забывайте очищать воздушный фильтр о пыли и грязи не реже одного раза в месяц.
Если вы приобрели масляной компрессор, перед его включением каждый раз проверяйте уровень масла. После первых 10-50 часов работы (подробнее смотрите в инструкции по эксплуатации) замените масло, а следующую замену производите согласно инструкции – через 100-300 часов работы.